Почему женщины Крита не играют на лире.
|
|
Почему женщины Крита не играют на лире. С этим вопросом я зашел в мастерскую по производству лиры. Она находится в центре Ретимно на границе старого и нового города. Я часто прохожу мимо, летом открыты двери и всегда видно, чем там занимаются. Сейчас, зимой, я её еле заметил. Мастерская оказалась очень маленькая, но внутри, помимо мастера, были еще два человека. Во мне сразу признали иностранца и спросили: “Росос”? Я все пытаюсь походить на местных, но все равно греки сразу отличают. Одного из мужчин звали Такис, он неплохо говорил по-русски, так как работает гидом у большого местного оператора, учит языки, а сюда заходит в гости к своим друзьям. Я представился и сказал, что пишу статью об интересных людях, на что Такис мне ответил: “Ты поэт, как Пушкин”, и обстановка сразу-же разрядилась.
Оказалось, это семейная мастерская, тут работают хозяин Георгос с двумя сыновьями, старший Никос и младший, тоже Георгос. Георгос свою первую лиру сделал в 7 лет, нашел кусок дерева, похожий по форме, сделал углубление, вбил три гвоздя внизу и вверху, соединив тонкой проволокой. Смычек (доксари) сделал из ветки, натянув на него конские волосы. Лира-это народный инструмент, на нем играют, как бедные, так и богатые. Поэтому, и по цене лиры отличаются от 200 до более 1000 евро.
Более 40 лет старший Георгос занимается этим ремеслом, конечно, умеет играть на лире, но не так, как Никос, он этому учился в музыкальной школе. Мне кажется, что в лире отражен характер грека, поэтому она по-разному и звучит, в зависимости от регионов Греции. Особенно характерны критские мелодии от спокойных до резких скрипучих. Мне здесь один русский турист написал, что не понимает греческую музыку. Да, для слуха европейца, конечно, ее трудно слушать, к примеру, за рулем автомобиля или лежа на пляже. Эту музыку надо переживать, нужна соответствующая атмосфера, которую невозможно передать на критских вечерах, где присутствуют автобусы туристов. По другому зазвучит инструмент в горном селении. Именно по поэтому мастера лиры работают без спешки, с терпением, так работал и Никос, когда я зашел.
Он уже 17 лет продолжает семейную традицию. В основном он делает лиру, но так же бузуки и баглама(похожа на маленькую бузуки).
Современный инструмент, немного отличатся от тех, что делали раньше. Корпус может быть сделан из разных сортов деревьев, в основном делают из ореха, шелковицы, дикой груши, вишни.
Крышку лиры делают из очень старого дерева, которое встречается в деревянных перекрытиях венецианских и турецких домов на Крите.
Проще со струнами, используются современные, а в древности делались из кишечника животных. Для верхней части грифа очень важно подобрать соответствующее дерево, от него зависит правильность звука. В сборе лиры центральная часть называется душой инструмента.
Струны смычка по-прежнему делают из конских волос.
Десять дней нужно Никосу, чтобы сделать инструмент. Пока я там находился, постоянно заходили друзья семьи, общались. Я задумался, “что-же тянет сюда людей?”. В конце пришел очень высокий грек, я подумал может тоже музыкант, оказался профессиональный баскетболист, который играл до 41 года, выглядел хорошо на своих 68 лет.
Так вот на вопрос, который я задал “Почему женщины Крита не играют на народных инструментах”, мне Такиc ответил “Потому, что они очень хорошо играют на наших нервах”. Мужчины все его поддержали.
Когда я Никоса спросил “Он помнит свою первую работу?”, он сказал, что помнит все, как свою жизнь.