Грек Спирос. Священник и подводный охотник.
|
|
Грек Спирос. Священник и подводный охотник.
На Крите конец марта, весна. Я выбрался поохотиться(увлекаюсь подводной охотой около 30 лет) на южный берег Крита. Зная, что в это время года рыбы мало, поехал посмотреть новые места и поискать лангуста, зимой, когда холодная вода они подходят к берегу. Приехав на место, в район Франгокастело, начал разбирать снаряжение. Погода для рыбалки была хорошая, море прозрачное(даже слишком), вода 15 градусов, правда с северного побережья добирался неприятный, кусающий северо-восточный ветерок.
У каждого рыбака всегда есть какой-то план по рыбалке. Был он и у меня, но тут чуть не сорвался. Смотрю с горы спускается подвох(подводный охотник) вооруженный до зубов, он мне сразу напомнил бородатого горца лучника, (на плече что-то висело в виде щита со стрелами) спустившегося для охоты с гор. Откуда он шел непонятно.
Я ему с улыбкой сказал “Ясу филе”(привет друг), когда он тоже заулыбался, а не начал доставать стрелы, у меня на сердце сразу отлегло.
Так я познакомился с отцом Спиросом. Ему 50 лет и он священник в небольшой церквушке Св. Николая, она почти на берегу моря, живет он с семьей, там-же, у церкви. Подводной охотой он увлекается с юношества, когда-то это даже было его основным средством заработка. Сначала, немного о рыбалке. Да, греки -люди непростые, но меня уже не в первый раз поражает их добродушность. Спирос сразу начал мне объяснять рельеф дна, где лучше поплавать, хотя я его даже об этом и не просил. Мы с ним немного осмотрели друг у друга снаряжение, договорились о времени выхода из воды и после он настоятельно приглашал к нему в гости на кофе. Я с удовольствием принял его предложение. Отец Спирос -подводный охотник. Снаряжение его мне показалось громоздким, но в дальнейшем оказалось, что все в тему. Четыре ружья его были аккуратно закреплены на доске-буе, ружья были по-моему греческие старые модели. Шнур для буя был толстый с поплавками и карабинами для зацепки ружей, длинные пластиковые ласты Cressi Gara(старой модели, раньше считались хорошими).
Кольчужка на нем была не по сезону, старенький костюм(когда-то был толщиной 5 мм, сейчас мах 3 мм), сверху одета майка (чтобы не рвать костюм о скалы). Заплыв, он пошел вдоль берега, так охотятся многие греки-любители, они ищут осьминогов и плавающую рыбу. Я под впечатлением, быстренько залез в воду, как обычно, планы были заманчивые, найти большого лангуста и посмотреть новые места. Оказавшись в воде, понял что мои планы скорее всего не осуществляться. Видимость была слишком хорошей, больше 10 метров, рыбы почти не было, даже рыбы-попугаи, только завидев меня, быстро сваливали, не оглядываясь. Нырялось тяжело (ещё не прошел кашель, почти месяц болел). В итоге, за два часа взял одну небольшую рыбку и хорошая кефаль ушла с гарпуна. Когда вышел, я думал, что Спирос уже на берегу, но его не было. Он отплавал полных три часа.
На кукане, у него было три рыбы: группер около 1кг, хороший скарос и маленькая барабулька.
Он их тут-же на берегу почистил, понятно, дорожит уловом. Я сразу понял, что Спирос серьезный охотник и не всегда надо судить о человеке по его снаряжению. Потом в гостях у него в доме, уже переодевшись в священника, отец Спирос рассказал о себе, показывал альбом с последними трофеями. Охотится он больше 20 лет, было время когда он жил, только за счет рыбалки.
Дом у него был в горах, где даже не было электричества, только подводная охота. Рассказывает, что бывало и 15 дней подряд охотился, ныряя на 20-25 метров. Основные трофеи -это групперы и саргос, говорит раньше они были крупнее и их было больше. Иногда и выходил на берег, когда совсем зарастал, ходил подстригаться, так у парикмахеров ножницы сразу тупились и ломались, его волосы от соли были, как проволока. По прошлому году его лучший трофей был рофос (группер) на 10 кг. В основном, на фото я видел, что сейчас его трофеи невелики, 2-3 красивые рыбки, это за 3-5 часа охоты, вообще так сейчас и есть, это нормально для Средиземного моря. Сейчас он уже так глубоко не ныряет, в среднем на 10-15 метров. Зачем много ружей? Группер- очень сильная рыба, подбитый, он сразу забивается в скалы и достать его оттуда очень тяжело.
Спирос из многодетной семьи, у него четыре сестры и три брата. Когда умер отец, он тоже решил стать священником. У него два сына, в доме я общался с одним из них, его зовут Андреас, ему 17 лет, помимо греческого, неплохо говорит по-английски и по-немецки. Тоже нравится свобода, любит море, плавает с маской и трубкой, сказал, что не хотел бы жить в большом городе. В этом районе, школа находиться в Хора Сфакион, он там и учится. Со своей женой Спирос познакомился 20 лет назад, когда она туристкой отдыхала на Крите. Как-то ей удалось пробить сердце морского волка. Её зовут Сабина, она из Германии, город Бремен, по профессии врач физиотерапевт и сейчас работает в Хора Сфакион. Они живут в частном доме с видом на море, прямо около церкви. Когда я зашел, в доме был порядок и чисто, сразу видно, хозяйка немка.
Подсобного хозяйства у них большого нет, небольшой садик около дома и где-то есть около 50 оливковых деревьев для масла и для соления. Пока Спирос переодевался, меня угостили кофе и Сабина накрыла на стол. Сейчас пост, у них в семье каждый постит по-своему, на столе было: бриам (овощное рагу с баклажаном и грибами), гороховая каша, оливки, хлеб. Это была пятница, какой-то определенный день поста, поэтому хозяин съел немного каши без масла и несколько оливок, выпили с ним по рюмочке белого вина.
Потом мы пошли смотреть церковь, по всему было видно, что Спирос ею гордится,
да и сам он в одеянии священника просто пархал, а лицо его светилось, такую улыбку не подделаешь. Внутри показывал фото местного священника, которые отстаивали устои христианства с оружием в руках. Многие повстанцы прятались в монастырях, вот монахам и приходилось, или воевать, или уходить в горы.
Прихожан у этой церкви немного, всего 5-10 человек. Во воскресениям, после службы он приглашает прихожан на кофе в свой дом или идут в ближайшую таверну Зорбас.
Также он мне рассказал, что некоторых людей когда крестит, окунает прямо в море. Время приближалось к вечерней службе, а отец Спирос так и не отдохнул после рыбалки.
Мы с ним по-дружески попрощались и я понял, что приеду к нему ещё, и не один раз.